«Радуга красок ». Парциальная образовательная программа по развитию мелкой моторики рук детей 3-4 лет.
Программа занятий
Тема занятия |
Нетрадиционные техники |
Задачи |
Материал |
Сентябрь |
|||
1.«Осенние деревья» |
Оттиск, отпечаток листьями |
Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «оттиск, отпечаток листьями»; вызвать у детей эмоционально- положительное отношение к природе осенью средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. |
Панно с нарисованным и стволами разных деревьев, листочки , гуашь кисти, стакан с водой, салфетки |
2. «Осеннее дерево» |
Монотипия, кляксография |
Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «кляксография»; закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения; развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы; развивать дыхательную систему; развивать воображение и мышление. |
Затонированные лист ы разведенная гуашь, акварель, трубочки для коктейля , зеркала, вода, речной песок на таре- лочках. |
3.«Бабочка» |
Предметная монотипия «Бабочка» |
Познакомить детей с изобразительной техникой «монотипия», активизировать проявление эстетического отношения к миру природы, развивать эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире. Развивать воображение. Закрепить знания детей о бабочках, как о представителях класса насекомых, продолжать формировать у детей знания о трёх фазах развития бабочек, воспитывать бережное отно-шение к миру насекомых. Развивать мелкую моторику рук, развивать координационные способности. |
Акварельные краски, кисти разной толщины, салфетки, ёмкости для воды, листы белой бумаги формата А4, карточки с изображе- нием стадий развития бабочки, картинный материал на тему «Бабочки», мольберт. |
4 . «Овощи» |
Тычок жесткой полусухой кистью, пальчиками. |
Учить детей передавать в рисунке выразительные образы различных овощей с помощью трафарета и простого карандаша; для раскрашивания использовать нетрадиционный приём (тычок жёсткой полусухой кистью и рисование пальчиками). |
Гуашевые краски: красного, зелёного, коричневого, синего, жёлтого, оранжевых цветов, половина аль- бомного листа на каж- дого ребёнка, трафа- реты овощей, простой карандаш, кисточка с жёсткой щетиной, подставки для каран- дашей и кисточек, стаканчики с водой, влажные салфетки. |
Октябрь |
1.«Букет из осенних листьев» |
Печать листами + набрызг |
Расширять представления детей о возможных способах художественного изобра жения; про-должать знакомство с методом печатанья листьями, и новой техникой набрызг. Форм ировать ин-терес и положительное отношение к рисованию. |
Листы, бумага, гуашь, краски, кисти, засу- шенные листья, зубные щетки, |
2. «Паучок в паутине» |
Обрывание + комкание бумаги |
Формировать представления о модульном изображении бумаги, насекомого. Развивать умение работать в технике обрывания бумаги, закрепить представление о свойствах бумаги. Паутину нарисовать флома-стером или простым карандашом.Туловище паука скомкать кусок бу-маги придавая форму туловища паука, лапки сделать из бумажных жгутиков. Воспитывать любознательность и интерес. |
Листы тонированной изображении бумаги, простой карандаш, черная двух сторонняя бумага, клей ПВА. |
3.«Подарим маме вазу» |
Печать поролоном с трафаретом |
Расширить и закрепить знания детей о данной изобразительной технике. Развивать чувство формы, цвета, композиции. Побуждать детей вно-сить в работу дополнения: рамку, украшения на вазе и проч. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус |
Трафаретыс изображением ваз разной формы, прикреплен- ные скрепками к плотной белой бумаге формата А4. Пороло- новые губки, гуашь в тарелках, кисть. Образцы готовых работ. Разрезные картинки с изображением ваз. |
4.«Декорируем тарелку» |
Оттиски печатками из картофеля |
Продолжать знакомить с техникой оттиск пробкой. Упражнять в декорировании посуды. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Одноразовые тарелки, гуашь, пробки разных размеров, кисти, два круга, вырезанных из картона, салфетки. |
Ноябрь |
|||
1.«Северная птица» (1 занятие) |
Ниткография |
Продолжать знакомить с техникой ниткографией. Учить изображать птиц гибкими и легкими линиями, подбирая гармоничное сочетание. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. |
Нитки, картон, гуашь, клей ПВА, ножницы. |
2. «Северная птица» (занятие 2) |
Ниткография |
Продолжать знакомить стехникой ниткографией. Учить изображать птиц гибкими и легкими линиями, подбирая гармоничное сочетание. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. |
Нитки, картон, гуашь, клей ПВА, ножницы. |
3.«Сказочные картины» |
Свеча + акварель |
Продолжать учить рисовать свечой + акварель. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Свечи, плотная бумага,акварель, кисти. |
4.«Идет волшебница зима» |
Восковые мелки + акварель |
Закрепить умение рисовать восковыми мелками или маркером, украшать деталями (снежинки), тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие. |
Восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти, и черный маркер. |
Декабрь |
|||
1.«Снеговик из детской сказки» |
Комкание бумаги, скатывание |
Закрепить навыки рисова ния гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги (обрывание бумаги) и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.) Развивать чувство композ иции. Закрепить холодные цвета. |
Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги (обрывание бумаги) и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.) Развивать чувство композиции. Закрепить холодные цвета. |
2. «В снегу стояла елочка» |
Оттиск поролоном |
Закреплять умение рисовать поролоном елочку, остальное дорисовать красками. Развивать чувство композиции |
Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или цветной картон для основы. |
3.«Повесим на елку шары и хлопушки» |
Восковые мелки + акварель, оттиск пробкой |
Упражнять в рисовании восковыми мелками ел очных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью. Печатать пробкой. |
Листы бумаги, гуашь, акварель, восковые карандаши, пробки разных размеров |
4.«Кокошник для Снегурочки» |
Пальчиковая живопись + оттиск пробкой |
Совершенствовать умения в данных техниках. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность. |
Палитра с гуашью, плотная бумага синего,голубого или фиолето вого цвета, салфетки, печатки из пробки. |
Январь |
|||
1.«Снегири на ветках» |
Рисование методом тычка |
Формировать у детей обобщённое представлен ие о птицах; пробуждать интерес к из-вестным птицам;расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании зимующих птиц. |
Листы бумаги, гуашь, акварель, щетинные кисти. |
2. «Северное сияние» |
Техника рисования набрызг |
Познакомить с новой техникой рисования - набрызгом. Формировать умение самостоятельно компоновать сюжетное изображение. |
Листы бумаги, гуашь, зубная щётка, расческа, кисти. |
3.«Белые снежинки» |
Клеем солью |
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - рисование клеем солью. Создание положительного эмоционального фона |
Вырезанные снежинк и, тонированные листы бумаги, клей, соль, салфетки, образец рисунка. |
4.«Волшебные снежинки» |
Техника рисования по свечи и набрызг |
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: свеча и аква-рель, набрызг. Совершенствовать умение тонировать бумагу. Вызвать положительный эмоциональный отклик от результата деятельности. |
Белые листы формат А 4, свечи, акварель, гуашь белая, кисти № 6, жесткие кисти, палочки, клей, стаканы с водой, салфетки, клеенки, вырезанные из бумаги оконные рамы. |
Февраль |
|||
1.«Зимую- щие птицы. Снегирь» |
Пластилинография |
Расширить представление детей о зимующих птицах. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией, учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску). Развивать по- знавательные и творческие способности, фантазию, мелкую моторику рук; закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином - раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разгла-живание готовых поверхностей; развивать художественный вкус. |
Бумажные снежинки, заготовки птицы из картона, пластилин, досочки для лепки, влажная салфетка для рук. |
2. «Зимнее дерево» |
Кляксография + печать мятой бумагой |
Развивать фантазию и творчество в рисованиизимнего дерева; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. |
Гуашь, лист, палитра, простой карандаш, гуашь, коктейльные трубочки, бумага. |
3.«Домашние животные» |
Печать по трафарету |
Закрепить умение печатать по трафарету поролоном. Развивать чувство композиции. |
Бумага, гуашь, кисточки, трафареты домашних животных, поролон |
4.«Весенние цветы для мамы» |
Техника по выбору |
Уточнить знание первых весенних растений. Закреплять умение пользо-ваться знакомыми техниками, сочетать их. Воспитывать эстетическое отношение к образу |
Альбомный лист, иллюстрации весенних цветов, гуашь, поролон, салфетки сухие |
Март |
|||
1.«Цветы для мамы» |
Ниткография |
С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному весеннему настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Закреплять ранее полученные навыки. . Систематизировать и закреплять знания детей о весне. Вызвать положительный отклик |
Шерстяные нитки, альбомный лист, акварельные краски или гуашь, кисточки, по одному карандашу на каждого ребенка, емкости с водой на каждый стол, мокрые тканевые салфетки для рук. |
на результаты своего творчества. |
|||
2. «Чудесные превращения кляксы» |
Кляксография |
Продолжать рисовать в техники кляксография. Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе изображения, для придания им законченности. Развивать воображение, фантазию. |
Бумага, гуашь, тру- бочки коктейльные, кисти разных разме- ров, салфетки |
3.«Тюльпаны» |
Вилкой и пальцем |
Развитие творческих способност ей детей. Развитие творческого воображения, мышления. Воспитание интереса к творчеству в целом и к нетрадиционным видам творчества. Совершенствовать умения композиционн о располагать детали на листе бумаги. |
Белые листы бумаги, разовые вилки, цветная гуашь. |
4.«Букет сирени» |
Мятой бумагой. |
Закреплять знание жанровых особенностей натюрморта и пейзажа. Учить передавать характерные особенности цветов сирени, используя прием накладывания краски в несколько слоев (каждый следующий слой светлее предыдущего. Развивать цветовос-приятие и чувство композиции, эстетическое восприятие мира природы и |
Белые листы бумаги, акварельные краски, баночки с водой, губка или ватные тампоны, салфетки. |
произведений изобразительного ис- кусства. Воспитывать навыки адекватной само оценки своей деятельности. |
|||
Апрель |
|||
1.«Звездное небо» |
Свеча + акварель |
Воспитывать эстетическо е восприятие природы и её изображений нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. |
Белые листы, свеча, акварель, кисти, иллюстрации с изображением звездно го неба. |
2. «Весеннее небо» |
Техника по мокрому листу |
Создать детям условия для свободного экспериментирования с акварельными красками, изображать весеннее небо в нетрадиционной технике рисования способом цветовой растяжки «по мокрому»листу бумаги. Раз-вивать творческое воображение, умение замечать красоту окружающей природы. Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатле-ний. Развивать у детей эстетическое восприятие весенней природы, вос- питывать любовь к своему краю. |
Белые листы бумаги, акварельные краски, баночки с водой, губка или ватные тампоны, салфетки |
3.«Веточка вербы» |
Техника по выбору |
Выявить умение выполня ть аппликацию в различных техниках, дополнять изображение, добиваясь выразительности. Развивать зрительно -двигательные координации. |
Картон для фона, цветная бумага, цветочная бумага, клей ПВА, кисти, ножницы |
4.«Моя улица» |
Техника по выбору |
Формировать умение замечать и передавать характерные особенност и места проживания. Помочь детям овладеть компози ционными умениями построения сюжетных рисунков. Воспитывать любовь к родному краю. |
Листы, гуашь, кисти, подручный материал по выбору воспитан- ников. |
Май |
|||
1.«Салют» |
Набрызг |
Упражнять в технике набрызг. Развивать чувство ритма. Учить передавать выразительность мерцания огней салюта контрастнос тью цветов, фактурой изобразительного материала. |
Зубные щетки, цвет- ная бумага, акварель, салфетки |
2. «Сказочное дерево» |
Техника по выбору |
Совершенствовать умен ия и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работ ы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
Листы, гуашь, кисти, подручный материал по выбору воспитан- ников. |
3.«Звездное небо над нашим селом» |
Печатание через трафарет + набрызг |
Воспитывать эстетическо е отношение к природе через изображение образа неба; упражнять в комбинировании различных техник изображения; развивать чувство композиции и колорита. |
Бумага темно синего цвета А4, гуашь, мягкие и жесткие кисти, тампоны, трафареты звезд, зубные щетки, расческ и, салфетки. |
4.« Путаница перепута-ница» (диагностическое занятие) |
Техника по выбору |
Рисовать фантазийных образов. Самостоятельный поиск оригинального содержанияи соотв етствующих изобразительно- выразительных средств. Развитие творческого воображения и чувства юмора. Воспитание творчества, самостоятельности, уверенности, инициативности. |
Гуашь, краски, фломастеры, восковые карандаши, бумага разных оттенков, коктейльные трубочки, поролон, кисти. |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»